Воскресенье, 17 декабря
28 апреля 2009 г.

Промысел наощупь

С начала года 3 судна мурманских компаний потерпели аварии в Баренцевом море или даже на пути следования к району промысла. В основе всех катастроф может лежать пренебрежение к правилам безопасности и желание сэкономить.

13 января в Баренцевом море в районе острова Медвежий у берегов Норвегии затонул российский траулер "Топаз-1". Средний морозильный траулер иностранной постройки, принадлежащий мурманской компании "Тралфлот-3" вел промысел в зоне архипелага Шпицберген.

Из-за аварии в 17:00 в машинное отделение судна стала поступать вода, экипаж подал сигнал бедствия. В том же районе находились несколько других судов компании "Тралфлот". Они успели прийти на помощь коллегам и спасли 18 членов экипажа. Однако капитан судна "Топаз-1" до последнего момента оставался на борту и погиб. Причина аварии – пренебрежение правилами безопасности мореплавания.

24 апреля – траулер "Коралнес" затонул на севере Норвегии. Экипаж, 17 человек. Рыболовецкое судно начало подавать сигналы бедствия в 8:00 по московскому времени и вскоре после этого ушло под воду. Капитан судна погиб. Причины происшествия выясняются.

Сегодня на выходе из Кольского залива чуть не затонул траулер "Урал", только близость к порту Мурманск помогла морякам избежать участи двух предыдущих судов.

Основные причины происшествий – халатное отношение судовладельца к безопасности мореплавания. В погоне за выгодой коммерсанты часто стараются вывести на промысел суда, которые в любой европейской стране не разрешили бы даже спускать на воду.

В последнее время также участились случаи задержаний береговой охраной российских траулеров в закрытых для промысла районах норвежской экономической зоны и других иностранных государств. Нередко это происходит по причине халатного отношения штурманов к своим обязанностям: перед рейсом они порой "забывают" откорректировать навигационные карты, то есть поднять их на современный уровень согласно Извещениям Мореплавателям. Отдельные судовладельцы в погоне за экономией стараются выделять минимум средств на корректуру и приобретение морских карт, навигационных пособий в ущерб этой самой "безопасности".

– Изменения навигационной обстановки в Мировом океане, которые должны быть отражены на судовых картах происходят постоянно, – рассказывает начальник навигационной камеры ОАО "Мурманский морской рыбный порт" Сергей Климовский. – Корректировку их проводят специалисты соответствующих береговых подразделений, среди них наше – старейшее на Северном бассейне. Исходный материал – Извещения Мореплавателям с Приложениями – выходят еженедельно в Управлении навигации и океанографии Министерства обороны РФ. У нас работают высококлассные корректоры, в большинстве – высших, пятых – шестых, разрядов, с многолетним стажем. В отличие от других родственных по профилю организаций, мы единственные, кто наносит на морские карты границы рыболовных и экономических зон.

Деятельность камеры и ей подобных структур не лицензируется, а осуществляется согласно Сертификатам соответствия, выдаваемым государственным органом – системой "Моршипсервис". К сожалению, облегченный доступ к регистрации привел к тому, что в сфере услуг по обслуживанию судов появились коммерческие организации, мягко говоря, не совсем готовые профессионально оказывать эти услуги, в частности, корректуру карт и пособий, ремонт штурманских приборов.

– Неточности в судовых картах приводят не только к вторжению в запретные районы, что влечет за собой штрафы. Гораздо хуже, если штурман, сверившись с недостоверными документами, сажает судно на мель. Это неизбежно ведет к повреждению винто-рулевой группы, днищевому прогибу, повреждению донно-забортной арматуры, а потеря устойчивости судна может привести к "завалу" на один из бортов, – комментирует помощник генерального директора ОАО "ММРП" Антон Артемьев. –

Пока судовладельцы не обратят внимание на безопасность мореплавания, аварии и чрезвычайные ситуации в Баренцевом море будут продолжаться, – резюмирует пресс-секретарь ММРП.


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь