Воскресенье, 17 декабря
29 мая 2009 г.

Рыбный порт впервые за многие годы вышел "в плюс". Но решения чиновников могут остановить развитие предприятия

Владимир Соколов - Генеральный директор ОАО "ММРП"

– Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее положение предприятия? Каковы основные итоги 2008 года и первых 4-х месяцев 2009-го?

– Можно сказать, что 2008 год стал для нас переломным. Впервые за последние несколько лет нам удалось сработать с положительным финансовым результатом. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 5,1 млн. рублей. За 2007 год был получен убыток в размере 30 млн рублей. Результат улучшен по сравнению с 2007 годом на 35,1 млн руб.

В апреле решением Совета директоров ОАО "Мурманский морской рыбный порт" от 27.04.09г. на реализацию инвестиционной программы порта по приобретению перегрузочной техники в 2009 году будет направлено 4,8 млн рублей.

В 2008 году порт принял у своих причалов 189,7 тысяч тонн рыбопродукции, обработал 966 судов и 10388 вагонов.

Нам удалось избежать сокращений и даже впервые за несколько лет повысить заработную плату нашим работникам. Поэтапно в течение всего года зарплата портовиков выросла на 16 процентов. Вы все знаете, что в 2005-2006 годах работникам порта периодически задерживалась заработная плата, неоднократно проводились забастовки и акции протеста. С июля 2007 года задолженность по заработной плате полностью ликвидирована, портовики получают зарплату точно в срок. В 2007-2008 годах на предприятии не было ни одной акции протеста.

При этом на ремонт и на поддержание основных производственных мощностей в технически исправном состоянии в 2008 году израсходовано – свыше 71 млн рублей , что на 23,3 млн больше объемов прошлого года. Летом прошлого года нам пришлось активно готовиться к предстоящей весенней мойвенной путине. Многие неоднократно говорили, что порт не справится, что с января 2009 года у причалов образуется затор, что у нас нет ни людей, ни техники. Мы же старались не обращать на эти крики внимания и просто готовились к большой и тяжелой работе. Провели ремонт кранового хозяйства, подъездных путей, буксиров, освободили холодильные камеры. И в итоге спокойно и уверенно отработали всю весеннюю мойвенную путину, не допустив ни одного непроизводственного простоя судов с мойвой. По итогам мойвенной путины к нам не поступило ни одной жалобы от рыбопромышленников.

– Действительно, еще летом прошлого года возможности порта по приемке большой мойвы вызывали множество вопросов. Как порт справился со своей задачей?

– Весной 2009 года порт принял 80 траулеров, которые работали на мойве. Из них: 58 судов – российские, которые доставили 48,2 тысячи тонн; 9 судов – иностранные, которые доставили 9,1 тысячи тонн; 13 норвежских судов доставили охлажденную мойву ОАО "Мурманский рыбокомбинат" в объеме 5 тысяч тонн. В общей сложности Мурманский морской рыбный порт перевалил 62,3 тысячи тонн мойвы. Общая российская квота на 2009 год выделена в объеме 152 тысячи тонн. Естественно мы рассчитывали на большие объемы рыбопродукции. Мы были готовы принять в два раза больше рыбы. Тем не менее, первая за 5 лет мойвенная путина вскрыла и недостатки в нашей работе, так что до следующей весны у нас есть время еще лучше подготовиться к очередному наплыву рыбы. Уже сейчас мы сформировали 2 дополнительные бригады докеров-механизаторов для работы в период пиковых нагрузок.

В целом за 4 месяца 2009 года портом было переработано 119,8 тысяч тонн грузов, что на 28,5 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе увеличение перевалки рыбопродукции составило 43,8 тысяч тонн. Под обработку в порт пришло 312 промысловых судов, что на 50 единиц больше, чем в прошлом году, при этом крупнотоннажных судов обработано на 31 единицу больше.

Все это позволило значительно улучшить финансовые показатели и получить прибыль от основной деятельности в размере 37,9 миллионов рублей, чистая прибыль составила 2,5 миллиона рублей.

– Скажите, сколько человек работает в порту, и каков уровень заработной платы, обеспечивает ли порт какие-либо социальные гарантии для своих сотрудников?

– На сегодняшний день в порту работает 1040 человек. Средняя зарплата – 19955 рублей, средний доход докера – механизатора – 32218 рублей. Порт исполняет все социальные обязательства перед своими работниками. При этом мы не забываем и о ветеранах порта – сейчас их у нас более 800 человек, по мере необходимости и наших возможностей они получают материальную помощь. Также материальную помощь оказывается и работникам порта, попавшим в сложную жизненную ситуацию. На собственные средства мы открыли на территории предприятия кабинет для медицинских процедур, приобрели дорогостоящие медицинские приборы и теперь работникам порта не нужно ходить по поликлиникам, стоять в очередях на получение талонов. В здравпункте Южного грузового района работает терапевт, ЛОР, физиотерапевт, гинеколог.

– Как отразился на работе вашего предприятия кризис?

– Естественно мировой финансовый кризис внес коррективы в нашу работу. В 2009 году порт должен был получить первые средства по Федеральной целевой программе "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах", однако 27 миллионов рублей уже секвестрированы и перенесены на 2010 год. Всего по ФЦП мы должны получить более 442,6 миллионов рублей на восстановление причалов первого грузового района. Однако сейчас никто не может сказать, когда мы получим эти деньги и получим ли их вообще.

– Какие проблемы стоят перед предприятием в первую очередь?

– К сожалению, любая работа не обходится без проблем. Так, совсем недавно мы узнали, что летом 2009 года Росрыболовство намерено передать причалы нашего порта в управление ФГУП "Нацрыбресурсы". Если передача причалов произойдет, стоимость захода рыбопромыслового судна в порт может вырасти в 9-11 раз.

Чиновники аргументируют свои действия тем, что "Нацрыбресурсы" как ФГУП сможет получить федеральные деньги на восстановление причалов, а ОАО "Мурманский морской рыбный порт" такой возможностью не располагает. Это очень странное обоснование. Ведь когда мы разрабатывали инвестиционную программу и подавали документы на участие в ФЦП, у нас их приняли! Наше акционерное общество имеет стопроцентный государственный капитал.

Сейчас мы пытаемся доказать Москве, что передача причалов в "Нацрыбресурсы" негативно скажется на количестве судозаходов порт Мурманск. Я надеюсь, что нам удастся отстоять свою позицию.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в возможности внести изменения в Постановление Правительства №606, где получателем средств Федеральной целевой программы мог бы быть сам порт. Непонятно, почему появились такие ограничения, ведь по многим другим ФЦП получателями являются и частные компании, а ОАО "ММРП" полностью принадлежит государству.

Сегодня в доверительном управлении порта находятся 52 причала протяженностью 4,1 километра. Безусловно, не все они находятся в надлежащем состоянии, но есть шанс изменить эту ситуацию с помощью федеральной целевой программы. У нас разработан план модернизации портовой инфраструктуры. Больной вопрос – это причалы северного грузового района, которые построены в 1927 году. Их износ составляет 100 процентов, они давно выведены из эксплуатации. Появилась федеральная целевая программа, с помощью которой их можно привести в состояние, которое если не будет соответствовать мировым стандартам, то хотя бы состоянию других причалов.

Уже сейчас, как и год назад, в порту жестко встает проблема нехватки холодильных мощностей. Наши и частные холодильники забиты мойвой, которую рыбопромышленники не могут реализовать. При этом впереди еще активный промысел путассу, если рыбаки не вывезут свою мойву из холодильников, то выгрузка судов будет осуществляться только по мере освобождения холодильных мощностей. Наличие свободных холодильных мощностей не зависит от порта, мы не можем насильно заставить рыбаков забрать свою продукцию, а они выжидают благоприятной цены на рынке, стремясь получить прибыль. Значительно увеличить стоимость хранения рыбопродукции, как это делают московские или питерские холодильные комплексы мы тоже не можем, ведь наша деятельность регулируется Федеральной службой по тарифам.

На этой неделе на Мурманском рыбокомбинате открылся новый холодильный комплекс, если рыбопромышленники пожелают хранить там свою продукцию, мы готовы обеспечить выгрузку. Однако в связи с технологическими особенностями холодильного комплекса на рыбокомбинате выгрузка там возможна только по 1 технологической линии, соответственно скорость выгрузки не превысит 100 тонн в смену. Не каждый грузовладелец пойдет на такие издержки.

У нас есть собственная инвестиционная программа по модернизации старых и строительству новых холодильников. Мы собираемся модернизировать существующий холодильник на 16 тысяч тонн и построить новый – вместимостью 20 тысяч тонн. Однако в сегодняшних условиях без государственной поддержки на эти планы не осуществить.

– В июне порту исполняется 75 лет, планируются ли какие-нибудь праздничные мероприятия по этому поводу?

– 3 июня Мурманский морской рыбный порт отмечает свое 75-летие. Вообще с датой основания порта сложилась интересная ситуация. Существует приказ по Госрыбпромтресту датированный 3 июня 1934 года, в котором сообщается о создании Мурманского морского рыбного порта с 1 июня 1934 года, а пришел этот приказ в порт 4 июня 1934 года. В разные годы день рождения предприятия отмечался, то 1, 3 или 4 июня. Теперь же мы все-таки решили взять за основу дату подписания приказа, а именно – 3 июня.

Специально к 75-летию работники предприятия впервые за много лет получат премию. Сегодня мы чествовали наших ветеранов, а сами праздничные мероприятия проведем в ДК Кирова 5 июня в пятницу.


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь